vk80 1

Опубликован открытый банк заданий для оценки читательской грамотности

Для школьника очень важна читательская грамотность, т.е понимание им  того, что он видит и читает, возможность тезисно передать, что написано в учебнике. Если ученик не умеет читать, не понимает прочитанного, то у него, естественно, возникают учебные затруднения, ему сложно и не хочется учиться. Результаты исследований функциональной грамотности показывают, что низкие показатели по математической и естественнонаучной грамотности у детей с низкой читательской грамотностью.  

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности школьников  5-9 классов, сформированный на базе текстов  по предметам: русский язык, история, обществознание и география,  биология, химия и физика. Ресурсы банка могут быть  использованы  учителями и администрацией  школ, органами управления образованием для оценки качества образования в области читательской грамотности, а также  обучающимся для подготовки  не только в школе с учителем, но и дома с родителями или самостоятельно. 

Банк   содержит 900 заданий для учащихся 5-9 классов, в том числе для 5 и 6 классов – по 150 заданий, для 7-9 классов – по 200 заданий, на базе которых  сформированы контрольные измерительные материалы (КИМ).

Задания представлены блоками, каждый из которых содержит блок текстов и группу заданий на основании этих текстов. Для каждого задания  предлагаются ответы и критерии оценивания. Каждый КИМ обеспечивает оценку всех трёх компетенций: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста в практической задаче.

Используются различные виды текстов с учетом возрастных особенностей обучающихся  Объём текстов в блоке для 5–6 классов составляет не более 900 слов; для 7–8 классов – не более 1000 слов; для 9 класса – не более 1200 слов. Общее время выполнения заданий к одному блоку составляет не более 25 мин.

Для организации работы с банком заданий разработаны Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся, которые опубликованы там же на сайте.

Справочно

Обучающиеся 1 и 5 классов с 1 сентября 2022 года перешли на обучение по  обновленным ФГОС.

Приказом Минпросвещения РФ от 16.11.2022 № 993 утверждена Федеральная образовательная программа основного общего образования (ФОП ООО), подготовленная в соответствии с ФГОС ООО. Перед учителями  ставится задача обеспечить формирование функциональной грамотности обучающихся, а перед администрацией школы — осуществлять в ходе внутреннего мониторинга оценку уровня функциональной грамотности обучающихся. Функциональная грамотность направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации. Инструментарий внутреннего мониторинга  может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности. Для проверки читательской грамотности используется такая форма оценки как письменная работа на межпредметной основе. Диагностика проводится с периодичностью не менее чем один раз в 2 года.

Источник:

Открытый банк заданий

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)

Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся

Doem 2Почтовый адрес: 607190, Нижегородская область, г. Саров, ул. Гагарина, дом 6;
Электронный адрес: info@edusarov.ru; Адрес портала в сети Интернет: https://www.edusarov.ru;
Приемная 9-55-00; Факс: (83130) 9-55-09