В. Мухин, Н.Суздальцева

УЧИТЕЛЯМИ СЛАВИТСЯ САРОВ

 

…Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей. (А.Дементьев)

До организации объекта (КБ-11) в Сарове существовала одна «каменная, четырехэтажная» средняя школа, которая подчинялась Темниковскому районо и с 1938 года располагалась в Красном доме (ныне Управление ВНИИЭФ). О состоянии школы на 1948 год можно судить по выступлению ее директора Г.И.Меднова на заседании месткома КБ-11: «…Парты, которые имеются в настоящий момент… приобретены в 1938 году, 150 парт нужно выбросить… завезено сто семь столов… к столам нужны стулья… Классных досок имеем не совсем достаточно, но я думаю, доски сделать из линолеума. По сравнению с 1947 годом, в котором мы имели 31 класс, в 1948 году у нас будет 34 класса… требуется сорок три преподавателя…. На счете школы средств нет, прошу в этой части местком оказать помощь». Школе катастрофически не хватало опытных учителей, так как часть из них была выселена из поселка при организации режимной зоны. И тем не менее, 23 августа 1948 года существующая школа поселка была реконструирована и сдана в эксплуатацию, а 18 декабря 1948 года вышел приказ о передаче на баланс объекта cаровской средней школы (директор Г.И.Меднов) неполной средней школы (пос.Сатис, директор М.М.Коршунов) и начальной школы (ст.Протяжная, директор Е.П.Лапина). В целях единого руководства все три школы, а позднее и вечерняя школа рабочей молодежи были подчинены в административном отношении директору саровской средней школы. По словам В.Чернышовой, написавшей статью “Образование Сарова глазами старожилов», из первого выпуска этой школы,  получив высшее образование,  в город вернулся будущий  директор ВНИИЭФ В.Белугин.

10 марта 1949 года приказом начальника объекта Зернова П.М. и.о. начальника школьной инспекции была назначена Глотова Антонина Григорьевна. Она была переведена на объект из Москвы. Это назначение по существу означало момент рождения на объекте школьной инспекции (пока в составе одного человека) – предшественницы будущего городского отдела народного образования. Затем она работала директором школы и завучем. Указом ПВС РСФСР 04. апреля 1957 г. ей одной из первых в Сарове присвоено почетное звание «Заслуженный учитель  школы РСФСР».

Еще в 1947 году в живописном лесном массиве на левом берегу реки Сатис развернулось строительство поселка для научных и инженерно-технических работников, прибывших в КБ-11 из разных уголков страны для выполнения особого правительственного задания. 13 сентября 1949 года гостеприимно распахнула свои двери новая школа № 47 со светлыми классными комнатами и большим залом, на паркете которого ребята с удовольствием вальсировали на школьных вечерах. В 50-е гг. в этой школе учились дети видных ученых страны и организаторов атомной промышленности: Тэма и Альберт Франк-Каменецкие, Татьяна и Любовь Сахаровы, Николай и Нина Фишманы, Константин и Селена Александровичи, Борис и Александр Альтшулеры, Валентина Негина, Лев и Василий Силкины, Анатолий Леви, Виктор Мальский, Владимир, Виктор, Константин Бессарабенко и многие другие. Директором школы был назначен Г.И.Меднов. Вместе с ним в новую школу было переведено 18 учителей, а 27 преподавателей остались в старой школе. Исполняющим обязанности директора был назначен Н.Е.Шашкин, а с 1950 года – А.И.Нуварьева.

Трудности возникали и со снабжением школ учебниками, педагогической и методической литературой, бывали случаи несвоевременной выплаты зарплаты учителям, в школах по причине отсутствия должного контроля со стороны районо увеличился процент неуспеваемости. В школе № 49 количество оставшихся на второй год учеников составило 12% от всего количества учащихся в школе». Еще в начале 1951 года Глотовой был выявлен ряд случаев, когда частные лица использовали в качестве домашних работниц детей школьного возраста. Этим самым нарушался закон «О всеобщем обязательном обучении». 16 февраля вышел приказ по объекту № 14, который предписывал «… директорам школ в каждом случае оставления учащимися школы немедленно устанавливать причины и принимать самые энергичные меры к возвращению оставивших учебу в школу… следить затем, чтобы все дети в возрасте от 7 до 15 лет … были охвачены учебой».

Работа по привлечению детей в школу велась огромная. Соблюдая закон об обязательном обучении, учителя школ прикреплялись к больным детям в качестве домашних учителей.  При школе № 49 был открыт класс для умственно отсталых детей. А 21 ноября 1949 года в связи с обращением родителей местком объекта выделил фонд на содержание педагога группы продленного дня.

Быстро росло число школ, находящихся в ведении школьной инспекции, начальником которой с 1953 года был И.П.Симахин, работавший до этого директором одной из школ Москвы. В начале 1953 года в Сарове велось преподавание в средней школе № 47 (по новой нумерации - № 1) поселка ИТР; средней школе № 48 (№ 2) (первый директор – А.И.Нуварьева) поселка Боровое (сегодня это здание «Дома учителя»); в средней школе № 49 (№ 3), в школе рабочей молодежи; а также в начальных школах № 45 рабочего поселка,  поселка Протяжная, Индивидуального поселка и Новофинского поселка.  Численный состав работников народного образования в эти годы составлял 292 человека, из них 124 имели высшее образование. Действующие на объекте школы были сильно перегружены. В их зданиях также проводились занятия института, техникума и школы мастеров. Поэтому в августе 1953 года введена в эксплуатацию средняя школа № 12 (директор В.П.Павленко), а в августе 1954 - го средняя школа № 3 (№ 49) получила новое здание, директором ее был назначен В.П.Фокин. В 1955 году в строй вступает восьмилетняя школа № 11 (директор Авдеев М.Г.), в 1956 году – средняя школа № 10 (директор Михалкина Т.М.), в 1957 году - школа № 13 (директор Долженко В.А.).

К середине 1953 года существовала всего одна школа рабочей молодежи. В ней обучалось 780 человек. Вместо 20 человек по норме в классах размещалось по 50 человек. Многие ученики, проучившись 10-15 дней, оставляли школу. В школе не хватало учителей. Для устранения существующих недостатков 25 сентября 1953 года был издан приказ начальника объекта: «…открыть вторую среднюю школу рабочей молодежи в пос.Боровое (здание будущей школы № 10), открыть вечернюю среднюю школу рабочей молодежи в совхозе «Сатис». Приказ обязывал «разместить молодежь в общежитиях так, чтобы в комнате были только учащиеся школы и техникума», «руководителям подразделений при переводе рабочих на более квалифицированную работу и повышение в разряде оказывать преимущество тем из них, которые успешно сочетают обучение в школе с работой на предприятии». Руководство объекта заботилось, чтобы максимальное количество подростков и юношей получили среднее образование. 15 сентября 1953 года был даже организован специальный поезд для доставки учеников средней школы со станции Протяжной. Для этих учащихся было создано подобие группы продленного дня на базе школы № 1. На общественных началах по очереди учителя школы выполняли с этими детьми домашние задания. Затем для этих же детей на базе первого этажа гостиницы № 3 был создан интернат, где «протяжкинские» ребята могли жить в течение недели, уезжая домой только на выходные дни.

Город рос. В 1954 году в связи с преобразованием поселка Саров в город и созданием Горсовета произошла реорганизация бывшей школьной инспекции в отдел народного образования. Первым заведующим гороно стал Борис Николаевич Сахаров. На момент организации отдела народного образования в Сарове было 12 школ. Расширился и штат гороно. Первыми инспекторами и методистами были Агрова Н.Е., Проскурякова Т.И., Щеглова Н.Я., Мотрий Т.А., Фокин В.П. Первой заведующей методическим кабинетом - Пурусова В.А. Позже - Горбунова М.Е., Чукаловская Г.Т., Рыбина М.М., Львова Н.П., Басова О.В.

Одновременно с благоустройством города улучшалась работа школ. Еще в 1952 году было принято решение об организации школьных буфетов, в школах №№ 47, 48, 49 - горячих завтраков, а в школах №№ 45, 54, 56 начали продавать свежие булочки и пирожки. А в приказе по объекту «О подготовке школ к новому учебному году» предписывалось: «обеспечить всех школьников формой», «для обслуживания школ выделить лучших врачей и средний медперсонал… провести медосмотр всех учащихся», «организовать с 1 августа до начала учебных занятий … торговлю учебниками, тетрадями и другими школьными принадлежностями». В 1954 году при средних школах начали создавать парники. С 1955 года в средних и семилетних школах открылись учебные мастерские, а руководство предприятий выделило квалифицированных специалистов из числа ИТР в качестве руководителей трудового обучения и технических кружков. В подобных приказах был пункт: «подготовить жилплощадь для молодых специалистов-учителей, прибывающих на объект по путевкам ПГУ». 9 июня 1949 года местком объекта на своем заседании постановил: «…при распределении квартир удовлетворять учителей жилплощадью в первую очередь…» Ирина Федосьевна Камская, более 30 лет проработавшая заместителем директора в школе № 1, вспоминает: «Хочется сказать и о работниках программно-методического отдела Министерства просвещения. Это были не просто чиновники, отправившие на работу в данную точку страны молодых специалистов. И И.В. Женихов, и В.Н.Самсонов помнили о нас, знали всех поименно, интересовались нашими судьбами, чем можно, помочь. Помню ноябрь 1952 года. На объект приехал В.Н.Самсонов. Он пришел посмотреть наши жилищные условия, поинтересовался тем, как мы проводим свободное время, дал много добрых отеческих советов. А летом 1953 года добился, чтобы нам с Л.И.Шиловой разрешили выехать в отпуск, что тогда допускалось в исключительных случаях. Подобное внимание молодым специалистам-учителям оказывалось и И.В.Жениховым».

За большие успехи в учебно-воспитательном процессе в 50-е годы были удостоены высокого звания Заслуженный учитель школы РСФСР: Гладилина А.М., Воинова О.С., Ленская Е.Н., Нуварьева А.И., орденом «Знак почета» была награждена Гусева О.И., значком «Отличник народного просвещения» - Проскурякова Т.И., Костина М.Г., Горбунова М.Е., Снопкова Л.В., Гладилина А.М., Патралова О.Ф., Гусева О.И., Казаченкова М.Ф., Фомина А.И., Ленская Е.Н., Спивакова М.П., Киреева Т.В., Чебуркова П.М., Цыгулина М.Г., Мартемьянова Н.С.

В 50-е годы в городе началось развитие и высшего образования. 2 сентября 1952 г. вышло в свет Распоряжение Совета Министров СССР об организации в Приволжской конторе на базе консультационного совета вечернего отделения Московского механического института на правах вечернего вуза Министерства высшего образования СССР. Этот день принято считать днем рождения Саровского государственного физико-технического института. Персональный состав 1-го Консультационного совета объекта КБ-11 включал ведущих ученых ВНИИЭФ. Это были Харитон Юлий Борисович - чл. корр. АН СССР, председатель; Зельдович Яков Борисович – член-корр. АН СССР, зам. председателя; Комельков Владимир Степанович - к.т.н., ученый секретарь. В состав комитета входили: Щелкин Кирилл Иванович - профессор, д.ф.-м.н; Франк-Каменецкий Давид Альбертович - профессор, д.ф.-м.н.; Завойский Евгений Константинович - профессор, д.ф.-м.н.; Боболев Василий Константинович - к.х.н.; Паневкин Константин Иванович - к.т.н.; Духов Николай Леонидович - инженер-механик, главный конструктор; Зернов Павел Михайлович - к.т.н., начальник объекта. В 1952 г. в его состав включены: Тамм И.Е. – член-корр. АН СССР; Забабахин Е.И. - к.ф.-м.н.; Авраменко С.А. - к.ф.-м.н.; Некруткин В.М. - к.т.н.; Гаврилов Е.В. - к.т.н.; Беляков А.П. - к.т.н.; Александров А.С. - инженер, начальник объекта. Консультационный совет являлся основной учебной организацией на объекте. Фактически это было заочное высшее учебное заведение. Подготовка специалистов велась по специальности "Электроника и автоматика" (приборы и методы обслуживания физико-энергетических и др. установок). Интересен тот факт, что обучение студентов было платным: плата устанавливалась в размере 200 руб. в год. 23 апреля 1953 г. прошла защита дипломных проектов первых пяти студентов Московского механического института. Это были Орлов В.К. (руководитель Захаренков А.Д.), Григорьев Ф.В.(рук-ль к.ф.-м.н. Альтшуллер Л.В.), Косаганов Ю.Н. (рук-ль к.т.н. Феоктистова Е.А.), Литвинов Б.В. (рук-ль к.ф.-м.н. Тарасов Д.М.), Ратников В.П. (рук-ль к.т.н. Некруткин В.М.). Литвинов Б.В. - ныне является научным руководителем РФЯЦ-ВНИИТФ (г. Снежинск), академиком РАН. По инициативе Харитона Ю.Б., Зельдовича Я.Б., член-кора АН СССР Кормера С.Б. в 1952 г. на базе Консультационного совета был организован вечерний институт: вечернее отделение №4 МИФИ (МИФИ-4). В 1953-54 учебном году в МИФИ-4 работало всего 5 штатных преподавателей, в том числе и профессор кафедры физики, д.т.н. Березин И.А. В качестве штатных совместителей преподавательскую работу вели академики Негин Е.А., Михайлов В.М., профессора, доктора наук: Франк-Каменецкий Д.А., Цукерман В.А., Бабаев Ю.Н., Мохов В.Н., Софронов И.Д., Новиков С.А., Урм В.Л. и многие другие. В организации лаборатории ядерной физики, а затем и кафедры мощной импульсной электрофизики большое участие принимал академик Павловский А.И. Огромную роль в развитии в МИФИ-4 (СарФТИ) радиоэлектронного направления сыграл главный конструктор, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и 4-х Государственных премий профессор, д.т.н. Кочарянц С.Г. Директорами отделения № 4 МИФИ в разное время были: Тарасов Диодор Михайлович, Малыгин Владимир Васильевич, Сазонов Александр Афанасьевич, Брытков Юрий Константинович, Валуев Василий Степанович, Кузнецов Алексей Васильевич. В 1956 г. был осуществлен первый выпуск студентов вечернего отделения №4 МИФИ по специальности "Электроника и автоматика" в количестве 24 человек.         

С 1958 по 1963 год заведующим гороно работал Фомин Алексей Иванович. В 1959 году заместителем заведующего гороно стал Кочкин А.П., с 1958-го инспектором по охране детства - Игошина М.Н., позднее – Шамша Л.П., затем – Веретенникова Л.Н. На должность инспектора в гороно приходят Ивонинский Г.А. и Укконе Л.П. Заведующей методкабинетом становится Нуварьева А.И., а с 1960 г. – Львова Н.П., с 1963 года – Яшина В.Д. В это время вступили в строй несколько новых школ: в 1959 году – средняя школа № 15 (директор Осягин В.Н.), средняя школа № 16 (директор Шемберев Е.М.), в 1960 году -  восьмилетняя школа-интернат № 1 (директор Плохов И.И.), в 1961 году – средняя школа № 17 (директор Могильный В.И.), в 1962 году – средняя школа № 19 (директор Зубилин А.Н.), а в 1963 году -  средняя школа № 20 (директор Фокин В.П.). В августе 1960 года школа № 2 (директор Сахаров Б.Н.) была реорганизована в школу с преподаванием ряда предметов на английском языке.

Центром воспитательной работы с 1955 года становится Дом пионеров (первый директор Новикова Валентина Викторовна). В нем работало 17 кружков. А в 1959 году в центре города, на проспекте Ленина, было построено новое здание. Количество кружков увеличилось до 67, в них занималось около 1000 ребят. Директором Дома пионеров до 1972 года была Клавдия Владимировна Хмелевцова.

«Стране нужна бумага»! - этот призыв был горячо подхвачен в дружинах, и пионеры пошли в поход за макулатурой. Только в 1958 году было собрано и отправлено на Балахнинский бумажный комбинат свыше 30 тонн бумаги. Пионеры и комсомольцы активно участвовали также в сборе металлолома, аптечной посуды, работали в совхозе «Вперед», создавали пришкольные участки, живые уголки в школах. Успешно работал городской совет пионерской организации под председательством члена бюро ГК ВЛКСМ Галины Капустенко.

60-е годы

С 1963 по 1966 годы городской отдел народного образования возглавляет Ромовский Александр Иванович. Вводится 11-летнее обучение политехнической направленности, и вместе с аттестатом о среднем образовании учащиеся получают профессию.

В 1964-1965 учебном году выпускники 11 классов успешно сдали экзамены по производственному обучению, из них по профессии токаря, слесаря, электромонтажника, радиомонтажника, воспитателя детского сада, электромонтера-ремонтника, музыкального работника, вычислителя-программиста, слесаря механосборочных работ.

В школе № 3 в эти годы ребята изучали радиотехнику. В 1963 году было создано профессионально-техническое училище в городе Арзамас-16 для подготовки рабочих кадров ВНИИЭФ. С этого момента и начинается история  современного Саровского политехнического техникума. Сначала это было Городское профессионально-техническое училище №19 (ГПТУ №19), делившее здание учебных и производственных помещений на ул. Железодорожная с вечерним техникумом. В 1972 году расширившаяся учебно-производственная база потребовала увеличения учебных площадей. Поэтому был организован переезд учащиеся первого и второго курсов в здание школы №16 (современный корпус школы №11 по ул. Кутузова). В здании вечернего техникума оставались для прохождения теоретического обучения  учащиеся третьего курса. Производственное обучение велось по специальностям: электрик, токарь, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, столяр. Первым руководителем ГПТУ №19 был Семенов Иван Александрович, занимавший эту должность несколько месяцев. Ему на смену пришел Куманев Виктор Иванович. С  1978 года руководство в ГПТУ №19 возглавил Фадеев Юрий Васильевич, работающий директором до 1996 года.

В 60–е годы меняется методика ведения урока. Вспоминает Анатолий Николаевич Зубилин  (будущий начальник гороно, а тогда директор школы № 19): «В 50-х годы структура урока была однотипной: сначала организационный момент, потом опрос, объяснение нового материала и закрепление. Ничего в ходе урока изменить было невозможно, методисты следили за этим очень строго. А в начале 60-х  получил распространение опыт учителей Липецкой областей с гибкой структурой урока, опросом у доски, комментированным письмом, поурочным баллом.». Гороно и педагогические коллективы школ активно работали над проблемой ликвидации второгодничества. Пример липецких учителей всколыхнул всю страну. В 1965 году была проведена первая городская конференция на тему «Слияние воспитания и обучения в единый процесс».

В этом же году начинается организованная воспитательная работа с подростками по месту жительства. Работниками гороно, ГК ВЛКСМ, ЖКУ, ЖЭКов было проведено совещание, на котором наметили план строительства хоккейных и ледяных площадок во дворах. Начали работу общественные тренеры, руководители кружков детских клубов. Так родился в городе «Кожаный мяч». Уже в 1967 году наша команда «Черноморец» (ЖЭК № 5, школа № 17) стала призером страны.

Начало 60-х годов было ознаменовано еще и тем, что среди 11 пионерских дружин, сформированных к этому времени в городе, развернулось движение за присвоение имени героя.  Постепенно всем дружинам были присвоены имена героев. А когда в 1962 году дружине школы № 1 за хорошую учебу ребят и интересные дела было присвоено имя первого в мире летчика-космонавта Юрия Гагарина, в школе 12 апреля 1969 года был торжественно открыт космический зал. Самыми дорогими экспонатами здесь были фотографии с подлинными автографами космонавтов, письма и подарки Г.Титова, А.Николаева. Позже ребята вместе с родителями ездили на родину Ю.Гагарина в город Гжатск и в музей К.Циолковского в Калугу.

В 1970 году во всех школах отмечали 100-летие со дня рождения В.И.Ленина. Вот что вспоминает о ленинском движении Маргарита Кондратьевна Буйко, работавшая в те годы заместителем директора по воспитательной работе: «К сожалению, бездумный подход к ленинской теме и привел к тому, что мы теперь имеем, к отрицанию этого образа. А ведь он же необычный человек. На заседаниях ленинских клубов изучали, например, как Владимир Ильич работал над собой. Я думаю, сейчас отрицательно относятся к прошлому только те люди, которые не понимают, что мы учили детей добру. Нам никогда не говорили: учи эгоиста, вора, бандита. Все понимали, что нужно воспитывать честного, доброго человека». В этот период сложились дружные педагогические коллективы в школах №№ 1,2, 3, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, интернате № 1, в ШРМ. В 1960 году за добросовестный труд, творческое отношение к работе значком «Отличник народного просвещения» были награждены Исаева Е.И., Табачук Н.И., в 1961 году – Камская И.Ф., Лазаренко Л.А., Левкина П.А., Михалкина Т.М., Теплухина Л.М., в 1962 году – Кулагина Ф.Н., Пименова М.Л., Шишкин А.А., в 1963 году – Ларина Н.М., Якиманский М.Г., Букарева Н.И., Береснева Г.С., Кормилицына Н.Ф., Панкова Н.В., Скотникова А.П., Подурец А.М., Солдатова Н.В., в 1964 году – Харитонова Г.В., Демидова А.Н., Протасова В.С., Шанин С.Г., Мочалина Е.П., Калашникова Г.И., Маслова Л.Б., Назарова Н.И.,, Николаева Г.С., Щавлева Л.Т., в 1965 году – Козлова А.В., Богданова Е.А., Верещагина М.И., Карасева Р.В., Яшина В.Д., Матвеева Е.Н.

С 1966 по 2006 год заведующим гороно стал Зубилин Анатолий Николаевич. В этом году открылась средняя школа № 5 (директор Павленко В.П.). Вспомогательная школа-интернат № 9 (директор Медведкин Д.В., в течение 35 лет возглавлял работу коррекционной школы) получила новое здание. Началась реорганизация старых зданий школ в соответствии с требованиями времени: в школах №№ 1, 2, 3, 4,10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, первом интернате появились мастерские, спортивные залы, столовые. Для ликвидации второй смены сделаны пристройки классных комнат в школах №№ 1, 10, 20.

Восьмая пятилетка (1966 – 1970 годы) вошла в историю народного образования как время перестройки в работе школы. С 1969 года начался переход на новые учебные программы. Около 900 учителей были направлены на курсы в Москву и Горький. Введены факультативы по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, изобразительному искусству. В школах №№ 3, 10, 12, 15 прочно вошло в практику тематическое планирование. Школы переходят на кабинетную систему. В 1971-м на первом совещании по народному образованию закрытых городов школа № 10 была признана лучшей, а кабинет химии этой школы (учитель Патралова О.Ф.) завоевал 1 место в конкурсе кабинетов школ закрытых городов.

 В 1968-1969 учебном году в школах была введена должность организатора внеклассной и внешкольной работы. Первыми были Фролова Л.П., Капустенко Г.В., Чиркова Р.Б., Паничкина Е.Н., Поляков А.А., многие из которых в дальнейшем работали руководителями образовательных учреждений. В 1970 году отмечалось 25-летие победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Во время проведения операции «Поиск» школьники познакомились с ветеранами войны, живущими в микрорайоне школ, совершили поездки в города-герои, создали залы и музеи Великой Отечественной войны. Традиционным с этого времени в городе стало проведение военно-спортивной игры «Зарница». Регулярны Дни здоровья. В 1969-1970 учебном году впервые были организованы ученические строительные бригады при СМУ для учащихся 9 классов.

За плодотворную педагогическую деятельность в 60-е годы получили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»: Гусева О.И., Казаченкова М.Ф., Костина М.Г., Проскурякова Т.И., Горбунова М.Е., Спевакова М.П., Патралова О.Ф., Скотникова А.П., Карасева Р.В., Владимирова. Орденом «Знак почета» награждены Ленская Е.П., Яшина В.Д., Якиманский М.Г. Значком «Отличник народного просвещения» награждены: Зубилин А.Н., Солдатова Н.В., Балуева А.Д., Ветрова В.И., Трунина Н.П., Пегова А.И., Кувшинова М.А., Семенова П.Г., Панова А.В., Емельянов К.И., Шанова Н.А., Юрлова А.И., Гарина П.П., Капустенко Г.В., Кузьмина А.А., Черезова, Зинина В.Н., Коврижных Е.П., Андреева А.И., Кузнецова Е.П., Митина В.И., Поздяева М.А., Васина М.П. В 1969 году значком «Отличник просвещения СССР» были награждены Зубилин А.Н., Фокина К.А., Проскурякова Т.И.

70-е годы

В 70-е гг. распахнули свои двери восьмилетняя школа № 8 (1972, директор Лошманов И.В.) и средняя школа № 6 (1974, директор Поляков А.А.). Еще в 1968 году была открыта городская станция юных натуралистов. 5 педагогов вели 6 кружков, в которых занималось 100 юннатов. А в 1970 году станцию возглавил Назаринов Л.В., агроном по образованию. Под его руководством создан дендрарий и заложен плодовый сад на 90 фруктовых деревьев.

В 1974 году городской отдел народного образования получил новое здание на улице Гагарина. В 1975 году августовское совещание учителей утвердило положение о Доме учителя и состав правления. Его председателем была избрана Синицына В.И.

Именно в это десятилетие в стране особое внимание уделяется всестороннему развитию личности, о гармоничному  сочетанию умственного, нравственного, общественно-политического, трудового, эстетического и физического воспитания. В городе начинается олимпиадное движение (1970 год – 675 учащихся, в 1974 – 770). Призовые места чаще других занимают учащиеся школ №№ 2, 3, 10, 15, 20. В 1973 году ученик средней школы № 3 Кибалко Алексей занял III место во всесоюзной физико-математической олимпиаде.

В школах города работало 37 технических кружков, в которых насчитывалось 586 учеников. В 31 техническом кружке Дворца пионеров и 22 кружках СЮТ занималось 825 школьников. Станция юных техников (СЮТ) начала работать при Доме пионеров 12 февраля 1968 года. Директорами СЮТ в разные годы были С.Г. Лукьянова (1968 -1973), В.М. Лажинцева (1973-1992). С 1971 года в СЮТ проводится городской конкурс юных рационализаторов и конструкторов (сейчас это конкурс творческих и исследовательских работ учащихся «Наука и техника»). В городе стали традиционными соревнования судомоделистов, картингистов, авиамоделистов, ракетомоделистов.

В 1972 году Городское профессиональное училище (ГПТУ–19) было преобразовано в Среднее профессиональное училище (СПТУ) (директор Куманев В. И.). Помимо профессии его учащиеся получали еще и полное (общее) среднее образование. А 5 сентября 1977 года начал свою деятельность Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации школьников. 628 старшеклассников города Арзамас-16 (ныне г. Саров) стали обучаться по 7 рабочим профессиям. Возглавил новое образовательное учреждение Носов Владимир Васильевич. В создании МУПКа приняли участие все крупные предприятия города, нуждавшиеся в обеспечении кадрами: ВНИИЭФ, завод «Авангард», УС-909, МСО-50, комбинат швейно-бытовых предприятий. В 1979 году 32 ученика впервые получили профессиональные разряды.

Ежегодно в Сарове проводились городские школьные спартакиады. В финальных соревнованиях участвовали около 2 тысяч учащихся. В 1972 году команда легкоатлетов средней школы № 2 (тренер Кугукин В.Ф.) стала чемпионом страны в пионерском четырехборье «Дружба». Ей было предоставлено право защищать честь советской пионерии на международных соревнованиях в столице Монголии, в городе Улан-Баторе. В эти годы ученик средней школы № 17 Рыбаков Анатолий становится мастером спорта СССР по плаванию. Он являлся неоднократным рекордсменом и чемпионом ЦС, чемпионом всесюзных соревнований на приз газеты «Комсомольская правда», чемпионом СССР среди юношей. В 1972 году Рыбаков А. включен в состав олимпийской сборной страны. В 1977 году вступил в строй спортивный комплекс ДЮСШ (директор Шишкин А.А.)

В 70-е годы наиболее активно проходили городские смотры школьной художественной самодеятельности. Военно-патриотическое воспитание школьников осуществлялось через военно-спортивные игры «Орленок».

В сентябре 1978 года во всех школах города были созданы ученические комитеты. В эти годы под руководством комитета ВЛКСМ и учкома стали практиковаться Дни ученического самоуправления. Всей школьной жизнью в такие дни «руководили» ученики старших классов, а в конце дня подводили итоги своей работы на «педагогическом совете».

В учебно-воспитательный процесс стало широко внедряться телевидение (средняя школа № 15 - базовая по его внедрению). В кабинетах школ города - 21 лингафонный кабинет, 160 телевизоров, 117 киноаппаратов, 42 аппарата ЛЭТТИ, 4 диапроектора, 6 диафонопроекторов, 53 универсальных проигрывателей, 34 кодоскопа, 51 эпидиаскоп, 77 магнитофонов, 293 проигрывателя, 5 магниторадиол.

В 70-е годы за большой вклад в развитие системы городского образования орденом Ленина были награждены: учитель средней школы № 10 Патралова О.Ф., орденом Трудового Красного Знамени - завуч средней школы № 1 Камская И.Ф., орденом «Знак почета» - заведующий гороно Зубилин А.Н., учитель средней школы № 3 Киреева Т.В. и учитель средней школы № 12 Матвеева Е.Н. Звание «Заслуженный учитель школ РСФСР» было присвоено Турчиной В.Н. (1971г.), Назаровой Н.И. (1973г.). Значком «Отличник народного просвещения» отмечены Тарасова Н.А., Лукьянов В.И., Кашинцева Л.Н. (1971), Павлунина Е.П., Мухаметова Б.Б. (1972), Фролова Л.П., Голикова А.Н., Князева Л.А., Старостина Л.И., Фокин В.П., Чернецкая Ю.В., Зиброва С.М., Платонова Л.М., Моисеева Т.Н., Шагалкина Р.И., Амосова А.М. (1975), Лушина А.А., Назаринов Л.В., Лошманова И.И. (1976), Сущева Г.Н., Ибрагимова Т.Т. (1977), Панова Н.П., Муромцева О.В., Ивонина Ю.С., Савина Н.А., Громова А.Т., Львова Н.П., Самсонова Л.С. (1978).  В 1971 году заместитель заведующего гороно Романова Г.С. была награждена значком «Отличник просвещения СССР», а в 1976 году этим знаком награждена Сахарова Е.З., в 1979-м  – Солдатова Н.В.

80-е годы

Рос наш город, увеличивалось население. В 1982 году открылась школа № 12 (директор Паничкина Н.П.). С 1984 года и по настоящее время в школе действует самая большая в городе экспозиция, посвященная жизни и деятельности Б.Г.Музрукова, директора ВНИИЭФ с 1955 по 1974 год, Почетного гражданина города. В 1989 году начала работу школа № 14 (директор Косенков В.А.), в 1991 году – школа № 7 (директор Ястребова Л.Н.), в 1994 – школа № 16 (директор Ю.П. Ерышов). С 1980 года школа рабочей молодежи была реорганизована в очно-заочную школу (ОЗШ), с 1973 по 1987-й директором школы рабочей молодежи, а в последствии ОЗШ стал Приезжев Н.И., а завучем - Чукаловская Г.Т. В 1988 году Станция юных техников получила новое здание по ул. Юности, д.5. 19 мая 1984 года открывается новый корпус Дворца пионеров (директор Г.В. Капустенко) с оборудованными лабораториями, зимним садом, танцевальным и просмотровым залами, компьютерным классом, библиотекой.

Чем же запомнились  переломные 80-е годы? В стране под руководством М.С.Горбачева шла перестройка. Она затрагивала и школьную жизнь: учителям дали право выбора программ и учебников, настойчиво рекомендовалось внедрять в практику воспитательной работы методику коллективного творческого дела, были отменены характеристики на учащихся. Все образовательные учреждения страны претворяли в жизнь школьную реформу. Проводился эксперимент по раннему обучению иностранному языку, в начальных классах была введена пятидневная учебная неделя, введена зачетная система обучения в старших классах, интегрированные уроки, новый курс Мировой художественной культуры. Главным органом демократического самоуправления стал школьный совет, в который входили учащиеся, учителя, родители и представители общественности микрорайона. Открывались кабинеты информатики. Появилась новая традиция – открывать выпускной вечер праздником на площади Ленина. Перестройка в стране, распад Советского Союза привели к серьезным изменениям и в школе: уходили в прошлое пионерская и комсомольская организации, комитеты комсомола. Учителя в воспитательной работе стали испытывать определенные трудности. В 1991 году Всесоюзная пионерская организация прекратила свое существование. В 1992 году изменилось даже название Дворца пионеров и его статус. Он стал Дворцом творчества школьников и учреждением дополнительного образования, в структуре которого 3 отдела. В 2003 году Дворец творчества школьников был переименован во Дворец детского творчества. А с 1 сентября 2005 года коллективом Дворца детского творчества руководит Светлана Анатольевна Калипанова.

Но по инициативе отдела народного образования, который по-прежнему возглавлял А.Н. Зубилин, детские общественные организации, в том числе и пионерские, действующие на базе образовательных учреждений, в Сарове были сохранены. Акцент в воспитательном и образовательном процессе переместился на общечеловеческие ценности, на развитие умственных и творческих способностей детей.

В 80-е годы учителя награждались государственными наградами, значком «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного образования». А среди награжденных этих лет можно вспомнить  Шагалкину Р.М. – медаль «За трудовое отличие», Зубилина А.Н. – орден «Трудового Красного знамени» и орден «Октябрьской революции», Гусихину Л.В. – медаль «За трудовую доблесть». Мжачих Е.А. – орден «Дружба народов», Зиброву С.М. – значок «Отличник просвещения». Причем, значок «Отличник народного образования» практически получал один учитель от школы. Всего им были награждены более 100 человек. Поэтому список этот огромен.

90-е годы

Реальностью стал переход от унитарного, единообразного обучения к образованию по выбору. Появилось право выбора образовательного учреждения (лицей, гимназия, обычная школа, спецклассы, классы для детей с задержкой развития, классы компенсирующего обучения, вспомогательная школа). Начальные классы многих школ города начали работать на базе детских дошкольных учреждений.

Постепенно стал меняться и контингент обучающихся в вечерней школе. С 1980 года школа рабочей молодежи была реорганизована в очно-заочную. Все чаще стали появляться за партами несовершеннолетние подростки, которым необходимы индивидуально-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая помощь. Большую работу школа проводила с подростками из асоциальных семей. С 1990 по 2000 год директор ОЗШ - Кочкин В.В.

Школа №15 1 сентября 1990 года стала гимназией  с углубленным изучением физики и математики (директор Михайлов Ю. И.), а школа № 3 в сентябре 1992 года - лицеем. Позже просто привели в соответствие с новыми названиями – лицей №15, а суть осталась: углубленное изучение физики и математики. В 1990-91 учебном году школа № 2 (директор Л.Н.Назарова) стала муниципальной гимназией с углубленным изучением английского языка.

В 1990 году школа-интернат № 1 получила статус средней школы (директор Деулин А.Н.). Сегодня здесь успешно работают специализированные классы по подготовке учащихся в высшие военные училища и педагогические учебные заведения, где дополнительно изучают радиосвязь, автодело, проходят подготовку по парашютному спорту и рукопашному бою.

С 1992 года СПТУ преобразовано в Высшее профессиональное училище (Технический лицей или ТЛ-19). А с 1996 года в ТЛ-19 было введено среднее профессиональное образование с новыми специальностями: техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, технология машиностроения, бухгалтерский учет, и товароведение. В 1999 году учебное заведение получило название Саровский политехнический техникум.

В 1993 году городская станция юных натуралистов (директор Китина Т. П.) получила статус учреждения дополнительного образования детей.

1 декабря 1997 г. в школе № 7 закончилось строительство бассейна с теплым переходом из школы. Теперь в нем обучаются плаванию учащиеся школ №№ 7, 6, 19, 10, лицея № 3.

Создаются экспериментальные площадки регионального и городского уровня в гимназиях №№ 2, 15, лицее № 3, школах №№ 1, 5, 10, 12. Школа № 10 в 1997 г. получила сертификат «Ассоциированная Школа ЮНЕСКО» (директор школы Инькова С.А.).

С 1 сентября 1998 г. в школе № 1 (директор Т.И.Белова) открыт специализированный оздоровительный класс для первоклассников с ослабленным здоровьем. В большинстве школ существуют классы компенсирующего обучения. Многие образовательные учреждения тесно сотрудничают с учреждениями дополнительного образования: на базе школы № 20 (директор  открыт филиал Городского творческого училища искусств (фольклорное отделение); школа № 5 (директор Лебедева Е. В. -  с 1986 по 1993, директор Жаркова М.В. - с 1993 по 1995, Почётный работник  общего образования РФ, директор   Александрова А. Г. - с 1995 – 2005 год) с 1988 года продолжает сотрудничать с Детской школой искусств.  В 1993 году на базе школы № 7 (директор Л.Н.Ястребова) открывается филиал детской художественной школы для учащихся II ступени, который работает и сегодня, около 20% учеников школы получают свидетельство об окончании ДХШ.

Несмотря на экономический кризис в стране, именно в 90-е годы во всех образовательных учреждениях города вводятся бесплатные завтраки.

Изменение методов работы с учащимися дают свои первые плоды. Растет количество победителей предметных олимпиад всех уровней. На международной Менделеевской олимпиаде по химии (Канада) в 1997 года Григоренко Николай (гимназия № 2) получил серебряную медаль. На всероссийской математической олимпиаде 1997-го у Фирсовой Татьяны (гимназия № 2) – диплом III степени, у Исмагилова Ильнура (лицей № 3) – диплом II степени, а на всероссийской олимпиаде по астрономии 1998-го Литвинов Андрей (гимназия № 2) занял 1 место. Школьники с удовольствием участвуют в научной работе, в техническом творчестве. И побеждают на научных конференциях, симпозиумах, соревнованиях всероссийского и международного уровней. Например, в 1997-98 учебном году саровская команда школьников отлично показала себя на Всероссийской олимпиаде школьников городов ЗАТО (Москва) и на Всероссийских VIII Сахаровских чтениях (С.-Петербург).

Изменения коснулись и высшего образования в Сарове. В связи с резким сокращением притока молодых специалистов из ведущих вузов страны в РФЯЦ-ВНИИЭФ в конце 80-х годов руководством СарФТИ и РФЯЦ-ВНИИЭФ стали предприниматься активные действия по кардинальному преобразованию всей системы профессионального образования в Сарове. В основу было положено максимально возможное вовлечение научно-технического потенциала РФЯЦ-ВНИИЭФ в высшее образование. Накопленный опыт взаимодействия позволил СарФТИ и РФЯЦ-ВНИИЭФ создать в 1991году в СарФТИ уникальное учебно-научное подразделение - "специальный факультет РФЯЦ" (ныне физико-технический факультет), готовящий кадры для основных теоретических и научно-экспериментальных подразделений РФЯЦ-ВНИИЭФ. Сегодня в институте работают 7 выпускающих кафедр университетского профиля, полностью укомплектованные преподавателями - ведущими учеными РФЯЦ-ВНИИЭФ. С целью повышения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования (техников) Саровский политехнический техникум в 1998 году был введен в состав СарФТИ на правах структурного.

В 1998 году отдел образования получил новый статус. В соответствии с решением городской Думы об изменении структуры администрации создано управление образования. Заместителем начальника управления образования в эти годы были Суровова Н.Ф. и Панова Н.В.. В аппарате управления работало 8 инспекторов: Воронцова А.К., Ленская Т.Г., Жаркова М.В., Веретенникова Л.Н., Токарева Л.В., Тужилкина Т.З., Голубева Н.П., Фирсова Л.Н. Методический кабинет возглавляет Егерева Л.Ф., в нем работают 8 методистов.

Большая работа ведется по изучению и распространению передового педагогического опыта через семинары, методические дни, информационно-методический бюллетень «Педагогический перекресток» (редактор Г.А.Кулыгина). Прошли экспертизу и рекомендованы к печати учебное пособие Смердовой Р.А. и рабочие тетради по экономике Кирьяновой Г.С. и Васильевой В.А.

ВСТУПАЯ В НОВЫЙ ВЕК

Уменьшение количества учащихся в последние 15 лет, особенно в старой части города, поставило администрацию города и департамент образования перед необходимостью решения вопроса по оптимизации сети образовательных учреждений. И в 2007 году были объединены школа № 6 и школа № 10. Новый педагогический коллектив расположился в здании школы № 6, но получил номер школы № 10 (директор Шамаева Е.Н.). Путем слияния межкомплексного учебного комбината и вечерней школы прошла реорганизация в муниципальное образовательное учреждение «Центр образования», директором назначен Видякин А.В. Впоследствии были объединены школы №№ 19 и 7, а также школы №№ 1 и 5. Здание школы № 1 было передано в оперативное управление частной образовательной органиазации Саровской православной гимназии имени Преподобного Серафима Саровского.

Одним из приятных событий первого десятилетия нового века стало открытие в 2004 году нового здания школы № 13 необычной архитектуры, с бассейном (директор Шлепкина А. И.),.

Наряду с широким спектром образовательных услуг в городе сложилась система обучения на дому по состоянию здоровья учеников, что составило, например, в 2005 году 0,54% от общего количества учащихся. Кроме того, 301 (2,8%) заболевших детей обучались на дому в течение одной или нескольких учебных четвертей. Тенденция к росту серьезно заболевших детей вызвало необходимость глубоко заниматься вопросами охраны здоровья детей и внедрения в практику здоровье сберегающих технологий.

Учебники бесплатны для всех учащихся с 1 по 11 класс включительно, сохраняются бесплатные горячие завтраки для школьников первой смены и обеды для учащихся второй смены, а также для детей-сирот, детей из многодетных семей, из семей чернобыльцев, детей, посещающих группы продленного дня и учащихся классов выравнивания. А ученики школ-интернатов №№ 1, 9 получают пятиразовое питание.

Главные тенденции в образовании первого десятилетия ХХI века - конкурсы профессионального мастерства, инновационная деятельность, информационные технологии, приоритетный национальный проект «Образование», программа «Одаренные дети».

Еще в 1997 году был проведен первый городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года», победителем его стала учитель начальных классов гимназии № 2 Ольга Владимировна Белкина. С тех пор подобные конкурсы становятся традиционными, за эти годы проведены конкурсы: «Учитель года-2001» (победитель – учитель русского языка и литературы школы № 12 Киселева Т.Б.), «Учитель года-2005» (победитель – учитель ОБЖ школы № 20 Козлова А.И.), «Учитель года-2007» (победитель – учитель технологии школы № 6 Габдулин Г.Н.), «Учитель года-2008» (победитель - учитель школы № 11 Постникова Н.Л.). В 2001-2002 учебном году прошел первый конкурс «Учитель года» ЗАТО в Новоуральске. От Сарова участвовала учитель школы № 12 Киселева Татьяна Борисовна. В этом же году впервые проведен городской конкурс «Классный руководитель года», победителем стала учитель школы № 7 Погодина М.В. В 2002-2003 учебном году управление образования и методический центр впервые провели городской конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», победитель - Тапилина Виктория Леонидовна. В апреле 2006 года в Нижнем Новгороде в областном конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования детей педагог Станции юных натуралистов Денисова С.А. заняла 1 место. А в 2006 году Саров принимал у себя участников и гостей конкурса «Учитель. Воспитатель – 2006» городов ЗАТО Минатома, делегации из Заречного, Новоуральска, Снежинска. В 2007 году в финале областного конкурса «Учитель года-2007» впервые победил саровский учитель информатики школы № 5 Кошелев В.Г., а в конкурсе «Учитель городов ЗАТО-2007» в Заречном Пензенской области призером стал  Габдулин Г.Н.

Благодаря программе «Одаренные дети» учащиеся совершенствуют свои знания и умения на Харитоновских чтениях (в 2006 году они получили статус международной конференции школьников), в Школе программирования В.Д.Лелюха, летней физико-математической школе Института прикладной физики РАН в Зеленом городе (Н.Новгород), летней и зимней физико-математической школе РФЯЦ-ВНИИЭФ - МФТИ, проведение которой невозможно было бы без финансовой поддержки РФЯЦ-ВНИИЭФ. В образовательных учреждениях созданы и успешно работают научные общества учащихся (НОУ). Для научного руководства привлекаются преподаватели СарФТИ и ученые ВНИИЭФ. Харитоновские чтения помогают выявлять талантливых и одаренных ребят, оказывать им поддержку, привлекать к работе с учащимися ученых ведущих научно-исследовательских центров России, вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Практически каждая школа сотрудничает с тем или иным высшим учебным заведением страны. Так, например, лицей № 15 осуществляет сотрудничество с НИРО, СарФТИ, МФТИ, СУНЦ МГУ, РФЯЦ ВНИИЭФ, ННГУ, ВШЭ, Intel, Общероссийским педагогическим экспертным Интернет-сообществом, Центром Творческих Инициатив "Snail", компанией «АВЕРС» и др. Гимназия №2» имеет давние творческие связи с Нижегородским Государственным лингвистическим университетом им. Н.А. Добролюбова.

В каждом учебном году саровские школьники достойно показывают себя на более чем 40 форумах Международного, Всероссийского, регионального, областного и городского уровней. В 2007 году Саров принимал у себя участников IV Федерального окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике.

С 2006 года по настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» победителями дважды становились лицей № 3 и № 15, а также школа № 16. Грантов губернатора Нижегородской области удостаивались школы №№ 5, 12, 17, гимназия № 2 и лицей № 15, а также Станция юных техников, Станция юных натуралистов и Дворец детского (юношеского) творчества. Победителями конкурса лучших учителей – обладателями грантов Президента РФ - саровские учителя становились 37 раз, а обладателями грантов губернатора Нижегородской области саровские педагоги становились 104 раза. 88 грантов Президента РФ получили саровские школьники. В рамках направления приоритетного национального проекта по информатизации 19 общеобразовательных учреждений подключены к сети Интернет с неограниченным трафиком. «Вирус» инноваций заразил и педагогов и образовательные учреждения. Экспериментальные площадки созданы не только в гимназии и лицеях, но и в школах № 16, 17; а в школе № 20 работает творческая лаборатория учителей гуманитарного профиля.

В школах вводится профильное обучение, открыты профильные старшие классы, в которых представлены 4 профиля: естественно-математический – школы №№ 12, 16, 17, 20; гуманитарный – школа № 5; социально-экономический – школы № 7, 10; технологический – школы №№ 1,5, 6, 11, 13, 14, интернат № 1.

Не отстают от школ и учреждения дополнительного образования. С 2004 года Станция юных техников (директор Н.Н. Савкина) является координационным и методическим центром по реализации областной программы развития технического, декоративно-прикладного и эколого-биологического направлений  работы в образовательных учреждениях Нижегородской области «Дети. Творчество. Родина». За годы своей работы Станция юных натуралистов неоднократно награждалась грамотами Департамента образования Нижегородской области. А Станция юных натуралистов (директор  Китина Т. П.) - лауреат областного конкурса «Лучшая природоохранная  организация среди учреждений дополнительного образования детей», лауреат Всероссийского  смотра-конкурса учебно-опытных участков.

За выдающиеся достижения в образовании Постановлением Правительства Нижегородской области лицею № 15 было присвоено имя академика Юлия Борисовича Харитона.

В практику образовательного процесса саровских школ входят новые информационные технологии, появляются интерактивные доски, документ-камеры, ноутбуки. С каждым годом все большее число учителей принимает участие в профессиональных Интернет-сообществах, овладевает новыми информационными технологиями, использует в образовательном процессе интерактивные программные продукты, создает личные сайты в сети Интернет.

В 2009 году во всех школах России в штатном режиме был введен Единый государственный экзамен практически по всем предметам учебного плана. Саровские учителя очень ответственно отнеслись к этому нововведению, а потому одиннадцатиклассники ежегодно успешно сдают ЕГЭ, показывая результаты выше средних по России и Нижегородской области. Ежегодно от 3 до 8 учеников сдают ЕГЭ на 100 баллов.

Вслед за учащимися 11-х классов в новой форме выпускные экзамены стали сдавать и девятиклассники.

В 2006 году Департамент образования (такой статус управление образования получило в 2004-м) возглавил новый директор С.И. Лобанов, а с 2012-го по 2014-й годы обязанности директора исполнял И.Л. Кочанков. Методический кабинет получил статус самостоятельной организации - «Методический центр», директором которого с 2004 по 2007 год была Е.Г. Баранова, а с 2007 года им руководит О.А. Королева.

За два десятилетия за большой вклад в развитие образования звание «Заслуженный учитель РФ» присвоено Зубилину А.Н., Заваде В.Ф., Кашинцовой Л.Н., Назаровой Л.Н., Парфеновой И.А., Полякову А.А., Сурововой Н.Ф. Значком «Отличник просвещения» были отмечены Жаркова М.В., Володько Г.А., Журавлева Л.К., Парфенова И.А., Череута О.Н., Шемякина В.И., Китина Т.П., Миркина Е.Т., Гайдрих З.Н. Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награждены Череута О.Н. и Макеева М.А.

В 2009 году к 60-летнему юбилею системы общего образования в Сарове увидела свет книга «Саровская школе в истории города науки», в написании которой приняли участие педагоги городских образовательных организаций, сотрудники Департамента образования и Методического центра.

10-е годы

С 2011 года в жизнь саровских школ вошел Федеральный государственный стандарт второго поколения, на обучение по которому перешли первые классы. Поэтапный переход продолжается и сейчас и завершится к 2020 году. В словарь учителя прочни вошли такие понятия, как компетенции и метапредметность. По окончании учебного года учащиеся младших классов пишут ежегодные диагностические работы, демонстрируют то, чему они научились за год, на образовательных событиях. А в 2016 году впервые четвероклассники написали всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.

Серьезное внимание уделяется антитеррористической безопасности образовательных организаций. В школах появились электронные системы доступа, появилось видеонаблюдение. Школьные столовые оснащаются новым технологическим оборудованием.

В последнее десятилетие в Сарове активно развивается олимпиадное движение. Ежегодно саровские школьники занимают призовые места на региональном и заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников. Беспрецедентным событием стало проведение в Сарове в 2013 году заключительного этапа по математике, в котором приняли участие школьники из более чем 80 регионов России. А в 2014 году лучшие юные российские математики приехали в наш город на Всероссийский турнир памяти А.Н. Колмогорова.

У образовательных учреждений появилось новое обязательство перед обществом и государством – публиковать публичные отчеты о своей деятельности на сайтах в сети Интернет и обсуждать их содержание во время публичных защит перед родителями и общественностью города. Деятельность образовательных организаций становится все более открытой для общества. Появляются различного рода рейтинги лучших образовательных организаций России и Нижегородской области. Неоднократно лицеи и гимназия Сарова входят в число лучших школ Нижегородской области по итогам всероссийской олимпиады школьников. В ТОП-500 лучших школ России по итогам ЕГЭ и всероссийской олимпиады школьников вошли две саровские общеобразовательные организации: лицей № 15 и гимназия № 2. В ТОП общеобразовательных организаций математического профиля вошли саровские лицеи № 3 и 15. В ТОП общеобразовательных организаций физико-математического профиля вошел лицей № 15. Лицей № 15 вошел в ТОП 200 лучших школ, обеспечивающих развитие талантов учащихся. Новой вехой в расширении общественного участия в развитии образования стало создание в 2016 году при Департаменте образования Общественного совета по независимой оценке качества образовательной деятельности образовательных организаций, в который вошли представители власти, работодателей, высшей школы.

Особенностью этого десятилетия стала реализация проекта Госкорпорации «Росатом» «Школа Росатома», который был призван объединить педагогов и детей городов присутствия предприятий Госкорпорации в едином образовательном пространстве. В рамках проекта лучшие саровские учителя ежегодно становятся финалистами и победителями профессиональных конкурсов, проходят стажировки за рубежом, дети – победители мероприятий для одаренных детей имеют возможность приехать на отраслевую смену Росатома во Всероссийский детский центр «Орленок». В 2012 году гимназия № 2 (директор Л.Н. Назарова) стала абсолютным победителем проекта и обладателем гранта в 1 млн. рублей, а в 2015 году новый директор гимназии Ю.А. Василкова приложила серьезные усилия к тому, чтобы получить грант на реализацию новых стандартов старшей школы и войти в сеть инновационных образовательных организаций в рамках проекта «Школа Росатома». Гимназия получила очередной грант в 12 млн. рублей на три года. Благодаря проекту, в рамках которого а протяжении трех лет Дворец детского (юношеского) творчества (директор С.А. Калипанова) получал гранты на проведение мероприятий для талантливых детей, в Сарове появился музей интерактивных объектов «Экспериментариум», созданный руками детей.

Укрепляются партнерские отношения с градообразующим предприятием РФЯЦ – ВНИИЭФ, руководство которого, понимая важность сохранения и развития общего и дополнительного образования в Сарове, учредило просветительский проект «Молодые таланты Сарова» и направляет серьезные финансовые вложения на олимпиадную подготовку лучших саровских школьников, финансирует совместно с Администрацией города Сарова летние и зимние физико-математические турниры, Школьные Харитоновские чтения, проводит большую работу по профориентации саровских школьников, организует экскурсии в подразделения предприятия, ежегодный форум «Абитуриент» с участием ведущих вузов России, выдает целевые направления на обучение студентов.

Среди крупных образовательных событий, проведенных в Сарове Департаментом образования при поддержке РФЯЦ-ВНИИЭФ, следует отметить заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по математике в апреле 2013 года. Случай беспрецедентный для такого небольшого города. В Саров съехались лучшие юные математики из 80 регионов России. Эксперты, члены жюри, представители делегаций высоко оценили уровень подготовки и проведения олимпиады. И уже в 2014 году Саров принимал Всероссийский турнир юных математиков памяти А.Н. Колмогорова. В решении сложнейших математических задач состязались школьники из 12 российских городов.

В 2014 году был назначен новый директор Департамента образования. Им стала доктор психологических наук Н.В. Володько, которая определила в качестве приоритета своей деятельности развитие инженерно-технологического образования в контексте гражданско-патриотического воспитания. В своих выступлениях на выездном заседании Коллегии министерства образования Нижегородской области в Сарове, на котором обобщался опыт городских школ по реализации Концепции профильного обучения, и на Областной августовской педагогической конференции Н.В. Володько подчеркнула важность развития профильного обучения в школах, выполнение в полном объемов Указов Президента России, затрагивающих проблемы образования.  По ее инициативе управленцы школ и учреждений дополнительного образования прошли профессиональную переподготовку в Высшей школе экономики.

В 2014 году Департамент образования выступил организатором Международной образовательной акции «Тотальный диктант», которая теперь ежегодно проводится в гимназии № 2. Более 170 саровчан разных возрастов ежегодно приходит написать диктант, принять участие в разборе ошибок, чтобы на следующий год, посетив бесплатные занятия по русскому языку, написать работу грамотно.

В 2015 году впервые было проведено общегородское родительское собрание, в ряде образовательных организаций появился спецкурс по роботехнике. Дворец детского (юношеского) творчества выступил с инициативой реализации нового профориентационного проекта «Профтренд».

Образовательные организации Сарова активно участвуют в конференциях и конкурсах. Хочется отметить некоторые достижения последних лет. В 2011 году Дворец детского (юношеского) творчества» (директор С.А. Калипанова) стал победителем V Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений в номинации «Образовательные учреждения дополнительного образования детей». Средняя общеобразовательная школа № 16 (директор Ю.А. Кундикова) награждена дипломом первой степени.

По итогам 2011 года Саров отмечен штандартом Губернатора Нижегородской области в разделе «Образование» и грантом в размере 500 тысяч рублей.

В 2014 году гимназия № 2 стала обладателем «Знака качества образования», присужденного «Центром исследований в области образовательной политики «Эврика».

В 2016 году школа-интернат № 9 (директор З.Н. Гайдрих) стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая  коррекционная образовательная организация» в Санкт-Петербурге.

Среди выдающихся достижений саровских школьников последних лет хочется отметить победы выпускника лицея № 3 Михаила Куренкова на Азиатской олимпиаде по физике, которая проходила в Индонезии в 2012 году, «золото» на международной олимпиаде по физике «Romanian Master Physics» (Румыния) и «серебро» на международной олимпиаде по физике в Даниив 2013 году. Александр Макарычев, выпускник лицея № 3, стал обладателем четвертой премии в секции «Компьютерные науки» на международном конкурсе «Intel ISEF» в США, а также специального приза Китайской ассоциации по науке и технике, благодаря блестящей защите проекта «Битва за скорость: троичная логика против двоичной» в 2013 году.

В 2014 году  учащийся Дворца детского (юношеского) творчества Артем Егоров в составе команды России поднялся на высшую ступень пьедестала на Первенстве Мира по авиамодельному спорту среди юниоров в Румынии.

В 2016 году на Чемпионате Мира по авиамоделизму в Австралии в классе гоночных моделей экипаж Станции юных техников Сарова: Егор Аксенов и Павел Гузов - занял второе место.

За последние годы звания «Заслуженный учитель РФ» удостоены Соловьева В.С., Шемякина В.И., Журавлева Е.Л., Шабунина Е.И., Боровкова Е.А.

Благодарность Президента РФ получили Михалева Е.Л. и Гайдрих З.Н.

Знака «Почетный работник общего образования Российской Федерации» удостоены Шабунин Н.А., Соколов В.Е., Лобанова Р.А., Габдулин Г.Н., Дурманова Н.И., Ерина С.В., Кузина Н.Ю., Леонова И.Б., Бондаренко Л.Н., Квасова А.В., Рычкова С.В., Сусуйкина Л.И., Жильников И.И., Олехновч Е.М.

Нагрудным знаком «За вклад в развитие атомной отрасли» 2 степени награждены И.Л. Кочанков и В.Г. Мухин.

В 2015 году директор школы № 16 Ю.А. Кундикова стала финалистом Всероссийского конкурса «Директор школы», победив номинации «Директор – стратег», а в 2016-м педагог-психолог гимназии № 2 Н.И. Ожиганова победила в региональном этапе всероссийского конкурса «Педагог-психолог России».

Миссия саровского образования на протяжении многих лет заключается в сохранении и развитии нравственного и интеллектуального потенциала города с целью обеспечения выполнения важнейших стратегических задач государственного масштаба.

Жизнь каждого саровчанина неразрывно связана с образованием. Ключевые аспекты его развития активно обсуждаются горожанами. Лучшие педагоги и школьники преумножают славу Сарова. Иначе в городе науки и быть не может.

В процессе подготовки этой главы книги использовались архивные материалы, статья В.Чернышовой (март 2008) «Образование Сарова  глазами старожилов»,  очерки журналистов города.

Департамент образованияПочтовый адрес: 607190, Нижегородская область, г. Саров, ул. Гагарина, дом 6;
Электронный адрес: info@edusarov.ru; Адрес портала в сети Интернет: https://www.edusarov.ru;
Приемная 9-55-00; Факс: (83130) 9-55-09