qrDO1

Формирование функциональной грамотности обучающихся


В современной социокультурной ситуации способность образовательной системы формировать и развивать функциональную грамотность у обучающихся определяет её глобальную конкурентноспособность. При этом понятие функциональной грамотности включает в себя способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства.

В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность –– это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления её жизнедеятельности в конкретной культурной среде.

Определяются  следующие уровни планируемых результатов в зависимости от возраста школьников: узнавание и понимание (5 класс); понимание и применение (6 класс); анализ и синтез (7 класс); оценка (рефлексия) в рамках предметного содержания (8 класс); оценка (рефлексия) в рамках метапредметного содержания (9 класс).

В соответствии с приказом министерства образования и науки Нижегородской области от 25 сентября 2023 г. «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2023-2024 учебном году» определены ответственные за организацию работы в регионе в указанном направлении: Матвеева Екатерина Александровна, начальник отдела общего образования и сопровождения коррекционного и инклюзивного образования управления общего образования образования и науки Нижегородской области, и Еременко Наталия Александровна, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО.

Кроме того, определены ответственные за организацию сопровождающих мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области на 2023-2024 учебный год –– региональные координаторы направлений функциональной грамотности, работники ГБОУ ДПО НИРО:

  • Шутан Мстислав Исаакович, зав. кафедрой историко-филологических дисциплин (направление: читательская грамотность);
  • Мичасова Милена Альбертовна, доцент кафедры теории и методики обучения математике (направление: математическая грамотность);
  • Королёва Алёна Александровна, доцент кафедры естественнонаучного образования (направление: естественнонаучная грамотность);
  • Тужилкин Андрей Юрьевич, заведующий кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике (направление: финансовая грамотность);
  • Гришин Вадим Васильевич, доцент кафедры историко-филологических дисциплин (направление: глобальные компетенции);
  • Ерёменко Наталия Александровна –– старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии (направление: креативное мышление).

На базе ГБОУ ДПО НИРО будет проводиться подготовка учителей по формированию и оценке функциональной грамотности школьников по всем указанным выше направлениям.


Документы Департамента образования

  • Приказ от 23.10.2023 № 330 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сарова Нижегородской области в 2023-2024 учебном году" (скачать)
  • Приказ от 27.10.2022 № 240 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сарова Нижегородской области в 2022-2023 учебном году" (скачать)

Вебинары по развитию функциональной грамотности обучающихся

  • Часть 1 (смотреть). Использование в учебном процессе банка данных по оценке читательской грамотности обучающихся. (для специалистов   в области преподавания предметов социально-гуманитарного цикла)
  • Часть 2 (смотреть). Особенности отбора текстов и разработки заданий банка по читательской грамотности на базе предметов социально-гуманитарного цикла. Рекомендации по использованию в процессе обучения русскому языку банка заданий по оценке читательской грамотности.
  • Часть 3 (смотреть). Особенности заданий по оценке читательской грамотности, разработанных на базе текстов исторического содержания. Рекомендации по использованию в процессе обучения истории банка заданий по читательской грамотности.
  • Часть 4 (смотреть). Использование в учебном процессе банка данных по оценке читательской грамотности обучающихся (для специалистов в области преподавания предметов естественно - научного цикла цикла)
  • Часть 5 (смотреть). Особенности заданий по оценке читательской грамотности, разработанных на базе текстов биологического содержания. Рекомендации по использованию в процессе обучения биологии банка заданий по читательской грамотности.
  • Часть 6 (смотреть). Особенности заданий по оценке читательской грамотности, разработанных на базе текстов химического содержания. Рекомендации по использованию в процессе обучения химии банка заданий по читательской грамотности.
  • Часть 7 (смотреть). Особенности заданий по оценке читательской грамотности, разработанных на базе текстов физического содержания. Рекомендации по использованию в процессе обучения физике банка заданий по читательской грамотности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Doem 2Почтовый адрес: 607190, Нижегородская область, г. Саров, ул. Гагарина, дом 6;
Электронный адрес: info@edusarov.ru; Адрес портала в сети Интернет: https://www.edusarov.ru;
Приемная 9-55-00; Факс: (83130) 9-55-09